Возрождение (Ренессанс)- эпоха в культурном и идеальном развитии ряда стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Хронологические рамки периодов: в ИталииXIV-XVIвв.; другие страны – XV-XVIвв. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному наследию. На смену догматическому искусству предыдущих эпох пришли стремление к реалистическому познанию мира, вера в творческие возможности и силу разума отдельного человека.   

Искусство Италии

Живопись итальянского Возрождения можно представить в виде раскидистого дерева, драгоценными плодами которого являются творения Мазаччо и Джотто, Боттичелли и Тициана, Рафаэля и Микеланджело. Картины и фрески, созданные этими мастерами, определяли развитие европейского искусства и часто заслоняют собой другие страницы истории Ренессанса. Художник середины XVIв. Джорджо Вазари, составивший  “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, называл два источника, вдохновлявших новое искусство, - “славную античную манеру” и “неуклюжую греческую”. Первая стала известна итальянцам по раскопкам древних памятников – скульптуре гробниц, расписным вазам, мозаикам, - а также по древним свидетельствам. Античное наследие учило художников писать человеческую фигуру похоже, живо и величественно. “Греческая” традиция - церковная живопись Византии, мастера которой были частыми гостями в соборах и монастырях Италии. Она сохраняла прежнюю систему обучения, поддерживала репутацию искусства. Недаром в высших похвалах в адрес художников Ренессанса часто звучали слова “сверхъестественный”, “божественный”, “небесный”. Мастера Раннего и Высокого Возрождения, порой сами того не подозревая, сочетали в своей душе идеалы христианства и античности, создавали в своих произведениях их чудесный и хрупкий сплав.

В XIV-XVвв. Живопись приходит в частный дом и городскую синьорию (орган самоуправления в итальянских городах XIII-XIVвв.). Заказчики желали запечатлеть свои идеалы и дела - в назидание современникам и на память потомкам. Картины постепенно становятся дорогим  товаром. Меценаты тратят состояние, заказывая выдающимся мастерам росписи церквей и капелл, а коллекционеры всеми силами стремятся заполучить полюбившееся произведение. Живописцы эпохи Возрождения в воспоминаниях и письмах предстают людьми, способным и к чудачествам, и к бахвальству, и к духовным порывам, знавшими как муки творчества, так и корыстные расчеты. Большинство художников известны не по именам, а по городским прозвищам: Учелло ( « Птичник »), Боттичелли ( « Бутылочка » ), Джорджоне ( « Большой Джорджо» ). Многогранность личности художника являлась необходимой частью его таланта. Живописец итальянского возрождения – человек высокой учености. Малообразованные члены цехов живописцев подвергались насмешкам коллег, независимо от умения владеть кистью. Появлялись художники новой формации – люди просвещенные, входившие в круг гуманистов своего времени. 

 на главную

 

 

     

Сайт управляется системой uCoz