Рафаэль

Рафаэлло Санти, известный под именем Рафаэль, родился в Урбино в 1483г. На первых порах мальчик не проявлял больших художественных способностей, но обнаружил склонность к учебе. В 1500г. Рафаэль покинул родной город и отправился в столицу Умбрии – Перуджу. Там он стал учеником знаменитого в ту пору живописца Перуджино, главы умбрийской школы, и усвоил его нежную манеру письма. Первые картины Рафаэля – прелестные аллегорические композиции и алтарные образа. В “Мадонне Конестабиле” (1502-1503гг.) уже чувствуется самостоятельность молодого художника. Превосходство юного ученика над своим учителем особенно очевидно в композиции другой картины - “Обручение Марии” (1504г.). Здесь повторен мотив, использованный Перуджино в одной из росписей, - встреча главных персонажей на фоне идеального круглого храма.  Фигуры на картине сближены, центром является перстень, который Иосиф надевает на палец Марии. В 1504г. Рафаэль переезжает во Флоренцию. На него производят глубокое впечатление работы Леонардо да Винчи и Микеланджело в Палаццо Веккьо. Однако Рафаэль пытается создать собственный стиль, развитие которого хорошо прослеживается в знаменитых “Мадоннах”. В1508г. архитектор Браманте приглашает Рафаэля в Рим, к папскому двору. Художник получает задание украсить росписями залы покоев папы Юлия 2 в Ватиканском дворце. Сюжеты живописи, по замыслам заказчиков,  должны были служить прославлению Католической церкви и ее главы – папы. Композиционное мастерство Рафаэля особенно заметно в росписях Станцы делла Сеньятура – “комнаты подписи”. На стене с полукруглым завершением он пишет многофигурный “Диспут” – триумф веры, где представлены величественные фигуры отцов церкви, поклоняющихся Христу и Причастию.

Рафаэль стал распорядителем художественных работ в Ватиканском дворце Рима. Тогда же он создал множество портретов, воплощающих римскую идею величия: “Портрет папы Юлия2” (1511г.), “Портрет кардинала “(1512г.), “Портрет  Бальдассаре Кастильоне” (1515г.).

Сикстинская Мадонна (1513-1514гг.)- алтарная композиция, выполненная художником для монастыря Сан Систо в Пьяченце. Рафаэль изобразил Святого Сикста и Святую Варвару, поклоняющихся ступающей по облакам Мадонне с младенцем. Лики Марии и младенца полны душевного движения: в темных глазах и нежной улыбке Богоматери сострадательная любовь, а лицо маленького Иисуса притягивает взгляд своим скорбным и глубоко серьезным выражением. Несмотря на то, что Рафаэль прожил короткую жизнь, его искусство успело испытать не только высший подъем , но и кризис. Величие и свобода, так ясно выраженные в римских фресках и портретах, стали тяготить его своим однообразием, чрезмерным спокойствием. Противоречия творчества Рафаэля особенно сказались в Преображении – последней картине художника, которую он не успел окончить. В ее верхней части господствует сияющая фигура Христа. Однако внизу, среди толпы молящихся, внимание зрителя притягивает корчащаяся фигура  одержимого бесом  мальчика. Этого персонажа нет в тексте Евангелий. Художник ввел его специально - для того, чтобы разрушить величавое спокойствие им же созданного классического стиля.  

 на главную

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz